К. Маркс: «Я не марксист» // Юг. — 1993. — 13 марта.
«Обожествлять Маркса не следует, но воздавать по заслугам необходимо», — считает ученый-социолог И. М. Полова, чью статью мы предлагаем вашему вниманию. В США или Великобритании такая точка зрения не только справедлива, но и повсеместна, а у нас...
В бывшем СССР Карл Маркс для абсолютного большинства, умеющего и неумеющего читать населения не был ученым или общественным деятелем. Он был составной частью «троицы» Маркс—Энгельс—Ленин в религии марксизм-ленинизм. Дилеммы «обожествлять — не обожествлять» в недавнем прошлом не существовало: сомнения были ересью, а ревизионисты, то есть сторонники научного анализа марксизма, выглядели хуже басурман.
Конечно, Маркс и его научные работы к нашей печальной действительности не имеют прямого отношения. Но опосредованное — имеют! Именем Маркса, а не именем Достоевского большевики творили свои злодеяния.
Что же до обездоленных украинских школьников, которым, по словам Ирины Марковны, не дают изучать исторических трудов Карла Маркса, то мне их тоже жалко. Жалко потому, что имена великих историков и философов девятнадцатого и двадцатого века Тэна, Моммзена, Карлейля, Тойнби, Тэйлора и многих, многих других остались неизвестными громадному большинству подростков. Их заслонила надолго могучая фигура. Именно та, которую призывает почтить автор статьи.
Л. ЗАСЛАВСКИЙ.
Да, так сказал Карл Маркс о себе, когда марксизм стал модой и появилось много почитателей марксизма, превратно его толкующих. Позже Ф. Энгельс, вспоминая это высказывание Маркса, заметит: «И весьма вероятно, что об этих господах он сказал бы то же, что Гейне говорил о своих подражателях: «Я сеял драконов, а пожал блох».
Сегодня, в день смерти К. Маркса, со времени которой прошло 110 лет (14.ІІІ.1883 года) я хотела бы порассуждать на тему сопричастности К. Маркса проблеме «драконов и блох», тем более, что последних в нашей жизни развелось ой-ой как много и они все скачут и скачут, кусая то одних, то других.
Что касается драконов, естественно задать вопрос сеял ли их Маркс? Дракон, как известно, — сказочное животное. Он является символическим изображением злого духа. «Злой дух» марксизма (от которого Марксу невозможно отречься, если бы он даже этого и захотел) — признание созидающей роли насилия и кровопролития в жизни общества. Еще в 1847 году, когда идея диктатуры пролетариата вроде бы не была выражена вполне определенно, а «основоположники марксизма» только?только расстались с так называемым «абстрактным гуманизмом», свою работу «Нищета философии» К. Маркс кончает словами, взятыми из романа Жорж Санд «Ян Жижка»: «Битва или смерть: кровавая борьба или небытие. Такова неумолимая постановка вопроса». И прав наш современник, думающий и размышляющий человек А. С. Ципко, когда истоки большевизма с его нетерпимостью и агрессивностью связывает не только с именем Ленина, но и с именем Маркса.
Подробнее...
Социальная справедливость. Ваше мнение // Вечерняя Одесса. ? 1999. ? 16, 18 марта
Осенью 1988 года в газетах «Вечерняя Одесса» и «Знамя коммунизма» были опубликованы анкеты: «Социальная справедливость. Ваше мнение?» Прессовый опрос проводился совместно с социологами Одесского университета, которые проанализировали полученные ответы и результаты опроса опубликовали на страницах газет в декабре 1988 года. 10 лет спустя возникла идея повторить опрос и сделать сравнительный анализ данных двух опросов. Сегодня мы публикуем результаты этого сравнения.
«О какой социальной справедливости может идти речь в нашем сегодняшнем государстве?
Потому как основная масса людей лишена возможности приносить пользу государству
и соответственно получать от него пропорционально вложенному труду».
«У народа забрали право на труд, на отдых, на образование,
на медицинское обслуживание, право на жизнь».
(Из писем 1998 года)
«Никогда у нас при нашей рабской психологии ничего не изменится!».
«Я не борец, знаю, чем все это кончится».
(Из писем 1988 года)
БЛАГОДАРНОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Мы благодарны всем тем, кто откликнулся на нашу анкету. Таких оказалось значительно меньше, чем 10 лет назад: тогда на вопросы анкеты ответили 829 человек, сейчас — 160. Мы, однако, помним, что 10 лет назад и условия опроса были иными: была договоренность с почтовыми отделениями и заполненную анкету можно было послать без конверта, бесплатно. Не забываем и о том, что то время было временем общественного подъема и надежд. И то, что сейчас, дорогие наши соотечественники, вы смогли сделать над собой усилие: размышляли над вопросами, заполнили анкету (а многие и написали письма), возможно, на последние гроши приобрели конверт и опустили его в ящик, — все это говорит о том, что еще не все потеряно, и мы все-таки поднимемся и заживем нормальной человеческой жизнью.
Ваше отношение к нашей просьбе налагает и определенную ответственность на нас. Во многих письмах просят непременно опубликовать результаты. Один из читателей в дополнение к анкете пишет: «Подводите итоги честно, без обмана. Не так, как у нас организовывались выборы всех мастей». Мы обещаем вам говорить правду и только правду. Ту именно правду, которую вы сообщили нам.
Подробнее...
Дороги, которые мы выбираем. (Социальная защита. кто в ней нуждается?) // Вечерняя Одесса. – 1997. – 22, 25, 27 февраля.
" Дело не в дороге, которую мы выбираем;
то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу"
(О. Генри)
Ни о чем так много не говорят наши депутаты и представители властных структур - все те, от кого в значительной степени зависит наше с вами благополучие,- как о социальной защите. Особенно настойчиво и трогательно ведутся разговоры на эту тему в период предвыборных кампаний. В поисках поддержки и сочувствия (фактически к самим себе) будущие депутаты пробуждают в нас жалость к обездоленным старикам и старушкам, к детям и инвалидам, сводя социальную защиту к благотворительности, к заботе о тех, кто не может сам себя прокормить одеть и обуть.
Нет спора о том, что заботиться о старых и малых, больных и попавших в беду людях необходимо, и что это должны делать и государство и все мы ("всем миром") - люди с крепкими руками, здоровой головой и добрым сердцем. Статья эта, однако, о другом: о том, что социальная защита сейчас крайне необходима именно тем людям, труд которых создает необходимые предпосылки и реальные условия для помощи старикам и больным. Без социальной защиты основной массы трудоспособного населения или той ее части, которая готовит себя к труду, не может быть будущего у государства, и все разговоры о защите старых и больных превращаются в лицемерную демагогию. Социальная защита в подлинном смысле слова - это политика государства, направленная на поддержание достойной жизни своих граждан, на создание необходимых условий их существования и активной деятельности. Важнейшей частью социальной политики является обеспечение условий для осуществления трудовой деятельности. Последняя дает возможность стать полноценным членом общества и является в конечном счете (благодаря соответствующей оплате труда) средством удовлетворения самых многообразных человеческих потребностей.
Подробнее...
Что делать с беспризорными детьми? (в соавт. с Князевой Е.В.) // Вечерняя Одесса. — 2008. — 23 февраля.
ИЗВЕСТНО,
ЧТО БЕСПРИЗОРНОСТЬ ДЕТЕЙ является в настоящее время одной из острых социальных проблем, требующих безотлагательного решения. Каково количество беспризорных детей в Украине? На этот вопрос нет сегодня однозначного ответа.
В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ по преодолению детской беспризорности и безнадзорности, предложенной Министерством по делам семьи, молодежи и спорта в декабре 2005 года и рассчитанной на 2006—2010 гг., указывалось, что на профилактическом учете служб по делам несовершеннолетних находится почти 150 тыс. детей, которые бродяжничают и нищенствуют, склонны к правонарушениям, употребляют наркотические и психотропные вещества, алкогольные напитки. Отмечалось, что эти дети часто становятся жертвами сексуальных преступлений, вовлекаются взрослыми в преступную деятельность. По данным службы по делам детей Одесской областной государственной администрации, общая численность в нашей области детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, внесенных в «Единый банк данных детей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах», составляет 7149 человек(1841 ребенок-сирота и 5308 детей, лишенных родительской опеки). Но эти данные не дают представления о собственно беспризорных детях, живущих на улице. В различных источниках, относящихся к Украине в целом или к тому или иному региону, при обсуждении проблемы беспризорности называют разные цифры.
В Государственной программе ставилась задача сократить детскую беспризорность на 50%. Уже сейчас можно сказать, что эти благие пожелания останутся на бумаге, ибо тенденции к сокращению, уменьшению масштабов этого страшного явления не наблюдается. Вызывает сомнение и эффективность мер, предлагаемых для решения проблемы: сосредоточение внимания преимущественно на расширении сети детских домов семейного типа, увеличении количества приемных семей и соответствующих льгот. Все это очень важные и необходимые меры для профилактики детской беспризорности. Они, однако, не решают проблемы собственно беспризорных детей, «детей улицы», особенно тех, которые уже имеют солидный опыт пребывания там. Сформировался особый социальный слой, особая среда, которая, как трясина, затягивает детей, оказавшихся по тем или иным причинам вне семьи. Общение с этими детьми, изучение их образа жизни и личностных особенностей свидетельствует о том, что в данном случае требуется длительная социально-психологическая реабилитация и одновременно медицинское лечение. К сожалению, для совмещения этих функций отсутствуют необходимые условия, несмотря на множество всевозможных организаций и различного рода фондов. Мы считаем, что определение эффективных мер, направленных на реабилитацию именно этой категории детей, предполагает сотрудничество государственных и общественных организаций с научными группами, занимающимися исследованием данной проблемы, а также координацию работы различных ведомств: Министерства внутренних дел, Министерства образования и науки, Министерства по делам семьи, молодежи и спорта, Министерства здравоохранения.
Подробнее...
|
|