Сознание и трудовая деятельность (ценностные аспекты сознания, вербальное и фактическое поведение в сфере труда) — в соавт. с В. Б. Моиным, М. Б. Кунявским.— К.-Одесса: Вища школа, 1985.

 


 

 

Предисловие

 

«Ценностные ориентации личности, мотивы трудовой деятельности, оценки различных ее сторон — все это существенные компоненты сознания, оказывающие воздействие на трудовую деятельность...»

<...>

«В социологических исследованиях конечный результат — теоретические выводы и практические рекомендации существенным образом обусловлены методологической, философской культурой исследователя [155, с.82]. Методологическая грамотность является фактором, обусловливающим надежность результатов социологичес-

{3}


кого исследования, его профессиональный уровень и, в конечном счете, практическую ценность.

К числу серьезных вопросов, требующих рассмотрения и глубокого анализа, относятся вопросы, касающиеся субъективного фактора труда, взаимоотношения сознания и трудовой деятельности. Ценностные ориентации личности, мотивы трудовой деятельности, оценки различных ее сторон — все это существенные компоненты сознания, оказывающие воздействие на трудовую деятельность…».


«Изучение вопросов, относящиеся к области взаимоотношения сознания и трудовой деятельности, имеет и важное теоретическое значение, ибо ответы на данные вопросы дают возможность раскрыть механизмы взаимоотношения сознания и социально-практической деятельности, установить рамки активности сознания, понять, в чем состоит его относительная самостоятельность. Решение указанных вопросов имеет особое значение для прикладных социологических исследований, так как существенное место среди методов социологических исследований занимают опросы, а вербальные ответы респондентов выступают в качестве важного источника социологической информации. Характер интерпретации данной информации, в значительной степени обусловливающий содержание практических выводов, зависит от того, как понимаются сознание и различные его компоненты.

Для правильной интерпретации результатов конкретно-социологических исследований трудовой деятельности особое значение имеет понимание роли ценностных аспектов сознания в осознании действительности. Данные аспекты обусловлены общественными идеалами, стереотипами общественного сознания и выступают как ценностные представления, являющиеся важнейшими факторами внутренней регуляции поведения личности. Необходимо учитывать возможность рассогласования содержания ценностных представлений с содержанием потребностей и интересов, формирующихся в процессе непосредственной социально-практической деятельности.

Существенное значение имеет также понимание специфики вербального поведения и сопоставление последнего с «фактическим поведением» (социально-практической деятельностью). Исследование взаимодействия сознания и вербального поведения, взаимоотношения последнего с социально-практической деятельностью создает конкретные

{4}


предпосылки для разработки методик и процедур исследования трудовой деятельности, соответствующей интерпретации результатов исследований.

Учитывая эти обстоятельства, в данной монографии прежде всего показывается методологическое значение изучения ценностных аспектов сознания, взаимоотношения вербального и фактического поведения. Определенное понимание взаимоотношения вербализованного сознания (существенную роль в котором играют ценностные представления) и социально-практической деятельности положено в основу интерпретации результатов социологического исследования престижа и привлекательности профессий, производственной осведомленности, представлений работников о заработной плате и содержании труда как ценностей трудовой деятельности. Особое место в монографии занимает глава, посвященная анализу одного из широко используемых в социологии труда понятию — удовлетворенности трудом.

Авторы ставили перед собой задачу показать, как «работают» соответствующие методологические положения на различных этапах социологических исследований: этапе формулирования гипотез, определения процедуры эмпирического исследования, а также при интерпретации полученных результатов. В монографии показано также, что методологическая позиция исследователя в конечном счете определяет и содержание практических выводов, которые делаются в результате прикладных социологических исследований, направление и характер которых обусловлены определенной теоретической концепцией. Последняя предваряет любое эмпирическое изучение общественных явлений и «присутствует» фактически на всех этапах данного изучения, существенным образом определяя глубину и достоверность формулируемых практических выводов. Это как раз и отличает социологическое исследование от простого сбора социальной информации, к которому часто приходится прибегать в практике хозяйствования и управления.»

{5}


Читать книгу полностью