Стимулирование трудовой деятельности как способ управления (Социологический анализ). ?К.: Наукова думка, 1976. — 207 с.
В предлагаемой монографии делается попытка постановки и исследования проблем управления в аспекте стимулирования социальной деятельности. Стимулирование рассматривается как особый, качественно отличный от ценностно-нормативного регулирования, способ управления социальной деятельностью людей, при котором поведение человека регулируется посредством воздействия не на саму личность, а на условия ее жизнедеятельности, на внешние по отношению к личности обстоятельства, порождающие определенные интересы и потребности. Стимулирование, таким образом, является способом опосредованного воздействия на личность, при котором последней предоставляется возможность сознательного выбора поступка в соответствии с индивидуальным предпочтением.
{4}
[…] Стимулирование приводит к повышению общественной активности личности и социальных групп, оно по своему характеру противоположно манипулированию, так как предполагает создание ситуации личного выбора. Тем не менее стимулирование, как и любая управленческая акция, представляет собой воздействие (либо совокупность воздействий), осуществляемое в соответствии с определенной целью, поставленной субъектом управления.
{5}
Решение проблем стимулирования предполагает также изучение его специфики как способа управления по сравнению со способами непосредственного воздействия на личность — администрирование, духовно-психологическое воздействие, различные формы принуждения, исключающие личный выбор. Выявление особенностей стимулирующего воздействия на личность именно в этом плане предполагает изучение структуры стимулирующего акта, сложного взаимодействия в нем различных уровней регуляции поведения. Исследование именно этих вопросов составило основную задачу, поставленную автором, при изучении стимулирования трудовой деятельности. Стимулирование рассматривается нами
{6}
как особая стратегия управления, обусловленная определенными социально-классовыми целями и отличающаяся от стратегии ценностно-нормативного регулирования, которая критически анализируется в связи с выяснением
апологетической сущности буржуазной концепции социального контроля.
В данной работе проблемы стимулирования трудовой деятельности изучаются с учетом результатов социологических исследований, проведенных под руководством автора в течение 1970—1974 гг. на промышленных предприятиях (преимущественно на судоремонтных заводах и в порту). Кроме того, рассматривается, в частности, значимость объективных и субъективных факторов трудовой деятельности; определяются взаимоотношение ориентации и фактического поведения в сфере трудовой деятельности, производственной осведомленности и различных социальных характеристик работников; сопоставляются условия жизнедеятельности и их оценка; выясняется возможность судить о характере стимулов на основании содержания мотивов трудовой деятельности и т. д.
Решение поставленных задач, нам кажется, имеет как теоретическое, так и практическое значение. В теоретическом отношении большой интерес представляют формулирование и уточнение некоторых выводов о роли в поведении личности различных регулирующих механизмов (потребностей, интересов, ценностных ориентации), а также определение на эмпирическом уровне того значения, которое имеют социальные условия жизнедеятельности для трудовой деятельности личности. Практическое значение решения указанных вопросов состоит, главным образом, в том, что выясняется правомерность и целесообразность использования того или иного способа управления в конкретных условиях различных производственных коллективов, определяются объем и характер социальной информации, необходимой для эффективного стимулирования трудовой деятельности. Характеризуя результаты проведенных исследований, следует отметить, что одни из них уже дают основание для формулирования практических рекомендаций, другие — предоставляют возможность уточнить постановку тех или иных задач, определить направление дальнейшего изучения природы стимулирующих воздействий.
{7}