Ошибка
  • Unable to load Cache Storage: database
  • Unable to load Cache Storage: database
  • Unable to load Cache Storage: database
  • Unable to load Cache Storage: database

Стимулирование трудовой деятельности как способ управления (Социологический анализ). ?К.: Наукова думка, 1976. — 207 с.

 


 

 

В предлагаемой монографии делается попытка поста­новки и исследования проблем управления в аспекте стимулирования социальной деятельности. Стимулирова­ние рассматривается как особый, качественно отличный от ценностно-нормативного регулирования, способ управ­ления социальной деятельностью людей, при котором поведение человека регулируется посредством воздейст­вия не на саму личность, а на условия ее жизнедеятель­ности, на внешние по отношению к личности обстоятель­ства, порождающие определенные интересы и потребнос­ти. Стимулирование, таким образом, является способом опосредованного воздействия на личность, при котором последней предоставляется возможность сознательного выбора поступка в соответствии с индивидуальным предпочтением.

{4}

 

[…]  Стимулирование приводит к повышению общественной активности личности и соци­альных групп, оно по своему характеру противоположно манипулированию, так как предполагает создание ситуа­ции личного выбора. Тем не менее стимулирование, как и любая управленческая акция, представляет собой воз­действие (либо совокупность воздействий), осуществляе­мое в соответствии с определенной целью, поставленной субъектом управления.

{5}

 

Решение проблем стимулирования пред­полагает также изучение его специфики как способа управления по сравнению со способами непосредствен­ного воздействия на личность — администрирование, ду­ховно-психологическое воздействие, различные формы принуждения, исключающие личный выбор. Выявление особенностей стимулирующего воздействия на личность именно в этом плане предполагает изучение структуры стимулирующего акта, сложного взаимодействия в нем различных уровней регуляции поведения. Исследование именно этих вопросов составило основную задачу, поставленную автором, при изучении стимулирования трудовой деятельности.  Стимулирование  рассматривается   нами

{6}

 

как особая стратегия управления, обусловленная опре­деленными социально-классовыми целями и отличаю­щаяся от стратегии ценностно-нормативного регулирования, которая критически анализируется в связи с выяс­нением

апологетической сущности буржуазной концеп­ции социального контроля.

В данной работе проблемы стимулирования трудовой деятельности изучаются с учетом результатов социологи­ческих исследований, проведенных под руководством автора в течение 1970—1974 гг. на промышленных пред­приятиях (преимущественно на судоремонтных заводах и в порту). Кроме того, рассматривается, в частности, значимость объективных и субъективных факторов тру­довой деятельности; определяются взаимоотношение ориентации и фактического поведения в сфере трудовой деятельности, производственной осведомленности и раз­личных социальных характеристик работников; сопостав­ляются условия жизнедеятельности и их оценка; выяс­няется возможность судить о характере стимулов на ос­новании содержания мотивов трудовой деятельности и т. д.

Решение поставленных задач, нам кажется, имеет как теоретическое, так и практическое значение. В те­оретическом отношении большой интерес представляют формулирование и уточнение некоторых выводов о роли в поведении личности различных регулирующих механиз­мов (потребностей, интересов, ценностных ориентации), а также определение на эмпирическом уровне того зна­чения, которое имеют социальные условия жизнедея­тельности для трудовой деятельности личности. Практи­ческое значение решения указанных вопросов состоит, главным образом, в том, что выясняется правомерность и целесообразность использования того или иного спо­соба управления в конкретных условиях различных производственных коллективов, определяются объем и ха­рактер социальной информации, необходимой для эффек­тивного стимулирования трудовой деятельности. Харак­теризуя результаты проведенных исследований, следует отметить, что одни из них уже дают основание для форму­лирования практических рекомендаций, другие — предо­ставляют возможность уточнить постановку тех или иных задач, определить направление дальнейшего изучения природы стимулирующих воздействий.

{7}

 

Читать книгу полностью